Елецкий машиностроительный завод
ОАО «Елецкий машиностроительный завод» основан в 1951 году на базе ремонтных мастерских Елецкого кожевенного завода, как Елецкий механический завод «Росглавмашдеталь» Министерства легкой промышленности РСФСР.
Завод занимался изготовлением запасных деталей и машин для кожевенной промышленности.
Предприятие имело 3 основных цеха: литейный, механический и инструментальный и 2 вспомогательных: ремонтно-механический и транспортный.
Число рабочих на момент основания составляло 78 человек.
Постепенно Елецкий машиностроительный завод наращивал темпы, строил новые цеха: механический, заготовительный, кузнечный, инструментальный, экспериментальный, термический, гальванический; расширялся литейный: производилась выплавка чугуна, алюминия, бронзы.
Были открыты лаборатории – измерительная, химическая, построена котельная, расширен штат технического отдела, строились дома для работников завода, общежитие для молодых специалистов.
Производилось техническое обучение работников силами специалистов предприятия.
На заводе в разное время выпускались машины для кожевенной промышленности: строгальные, мездрильные, чесальные, меховые, прессы для тюковки кож, шерсти; оборудование для мясокомбинатов, обувной, оборонной, авиационной промышленности, моечные машины, насосы ЭДН-1, машины для литья под давлением, станки для шлифовки фурнитуры, запасные части и т.д.
Продукция, выпускаемая заводом, пользовалась спросом в Союзных Республиках и экспортировалась за рубеж – Чехословакию, Монголию.
Работники предприятия за свой безупречный труд не раз награждались правительственными орденами и медалями.
С 1988 года Елецкий машиностроительный завод вошёл в состав Московского машиностроительного производственного объединения им. В. В. Чернышева Министерства авиационной промышленности СССР.
В 1992 году завод становится акционерным обществом «Елецкий машиностроительный завод» и входит в состав Ассоциации «Департамент авиационной промышленности» Министерства промышленности РФ.
АО «Елецкий машиностроительный завод» продолжал специализироваться на выпуске технологического оборудования и запчастей для кожевенно-обувной промышленности (до 89% от всего объема производства).
Основную часть выпускаемого оборудования составляли мездрильные и строгальные машины, тип производства мелкосерийный.
Наряду с технологическим кожевенно-обувным оборудованием завод производил товары культурно-бытового и хозяйственного назначения: ножи хозяйственные и наборы ножей, молотки слесарные, кровати туристские, корзинки хозяйственные и ножеточки.
С 20 марта 2015 года предприятие не действует.
Литература
ОАО «Елецкий машиностроительный завод» : [история предприятия] // Елец промышленный : страницы истории елецких предприятий : [науч.-краевед. изд.] / авт.-сост. О. В. Тулинова ; Социал.-экон. некоммерч. партнерство «Объединение работодателей г. Ельца». – Елец, 2008. – С. 12–13.
Выгоды механизации : [механизир. склад для хранения готовых деталей сдан в эксплуатацию на Елец. машзаводе] // Ленинское знамя. – 1977. – 26 мая.
Климов, Н. Для меховщиков и кожевников : [Елец. машиностроит. з-д приступил к серийному вып. новой продукции – чесальных машин «ЧМ-4-120м» для обраб. шкурок в меховой пром-сти] / Н. Климов // Социалистическая индустрия. – 1981. – 9 авг.
Федюкина Т. А станки простаивают… : [о недостатках в использовании оборудования на Елец. машиностроит. з-де] / Т. Федюкина // Ленинское знамя. – 1984. – 24 апр.
Угроза банкротства все реальнее : сразу два елецких предприятия – «Елецкий табак» и «ЕЛМАЗ» могут стать банкротами // Металлург [НЛМК]. – 2003. – № 60 (19 авг.). – С. 2.
Щербатых, Т. Проект года будущего и последующих : [на территории машиностроит. з-да Ельца начинается сборка белорус. автобусов МАЗ и создается народ. предприятие на основе ООО «Трансмаш»] / Т. Щербатых ; фот. И. Чурляева // Красное знамя [г. Елец]. – 2012. – 11 дек. – С. 3.
Дурнев, В. Встреча у реки : [о ветеране Елец. машиностроит. з-да В. Д. Меренкове] / В. Дурнев ; фот. В. Дурнев // Красное знамя [г. Елец]. – 2013. – 31 окт. – С. 7.